Снимок

Как сделать так, чтобы и люди остались довольны изменениями, и фауна не пострадала, и серьезные инвестиции в муниципалитет завести?

Об этом представители Общественной палаты Чувашии, чиновники, дорожники и руководители районных администраций говорили на публичных обсуждениях строительства участка платной трассы "Москва - Казань" в нашем регионе. Встреча прошла в деревне Торханы Шумерлинского района. Место выбрано не случайно. В Шумерлинском районе работы должны вот-вот закипеть.

Знаковый, стратегически важный и инвестиционно привлекательный. Какие только эпитеты не звучат, когда речь заходит о проекте строительства скоростной платной трассы "Москва-Казань". В Чувашии автодорога, которая является еще и частью международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай", по проекту должна пройти через 6 районов республики - Шумерлинский, Вурнарский, Ибресинский, Комсомольский, Канашский и Янтиковский. В общей сложности, в нашем регионе построят 94 километра трассы. На это потратят более сотни миллиардов рублей. Причем к работам подрядчик приступит уже в этом году - вахтовые поселки, производственные базы дорожники уже начали размещать в Ибресинском и Шумерлинском районах. 

 - Расчетная скорость движения по этой дороге будет 130 км /час, зимой -110 км/ч. Дорога представляет собой 4 полосы движения с разделительными барьерами с полностью освещенными на всем протяжении участка. Данные работы мы планируем закончить в марте 2024 года, - рассказал руководитель проекта, заместитель генерального директора "Ханты-Мансийскдорстрой" Сергей Затолокин.

В начале общественных обсуждений в Торханском культурно-оздоровительном центре среди глав сельских поселений и руководителей районных администраций пронесся возглас: "мол, зачем мы сюда пришли, когда уже давно всё решено". Но спустя время, сельчане взяли себя в руки и без какого-либо стеснения задавали представителям заказчика, подрядчика и чиновникам довольно острые вопросы. 

К примеру, почему песок для строительства федеральной трассы - а это почти 14 миллионов тонн - необходимо добывать на землях, засеянных сельхозкультурами, а не намывать, к примеру, из Суры и Волги? Карьер подрядчик намерен рыть в районе Краснооктябрьского сельского поселения Шумерлинского района, в километре от места строительства объекта. 

 - Мужики землю пашут, коров растят, молоко доят. Организовали кооператив, сыр делают, молоко продают, магазины открыли в Шумерле. А теперь этому всему конец приходит, похоже. Земли, 200 гектаров из 400 небольших гектаров пашни у нас хотят отнять под карьеры песка, - отметила директор ООО "Приволье" Евгения Беликова.

 - Надо сделать все, чтобы как можно меньше задействовать земли, которые сегодня находятся в сельхозобороте. А у вас видение сегодня, мы знаем, такое, что возможна большая добыча песка планируется именно на территории Краснооктябрьского сельского поселения. Вот в этом случае с учетом законодательства, как вы предполагаете дальше действовать? - спросил глава администрации Шумерлинского района Лев Рафинов.

- Мы будем действовать только в рамках законодательства, никаких других самостоятельных действий и решений не будет.

Действовать в рамках закона и прислушиваться к мнению местных жителей и специалистов по отраслям дорожников попросили и в вопросе охраны лесных обитателей. Дело в том, что скоростная платная трасса пройдет по нескольким лесным массивам республики и разделит их на части, что, разумеется, скажется на фауне. Об этом на публичных обсуждениях говорили представители охотугодий Канашского и Комсомольского районов. 

- Дорога делает зигзаг. Для нас он непонятен, а для животного мира это несет очень большие риски. Дело в том, что те кварталы, по которым пройдет дорога - это места размножения и нахождения, миграции животных, которые идут с севера, с Коми, и уходят в Алатырские леса. И конечно, если бы мы видели трассировку раньше, мы били бы тревогу, приезжали и доказывали, что трассировку нужно перенести немного южнее на 1 км, тем более это идет по тому же лесному массиву, - сказал редставитель охотхугодья "Дубовское" Комсомольского района Николай Николаев.

 - Предлагаю, давайте еще раз вернемся к этому вопросу, еще раз посмотрим. Поднимем все наши документы, которые были совместно рассмотрены, и посмотрим, что можно будет по этой части сделать. Мы вас услышали, я думаю, варианты найдем, - предложил представитель ГК "Автодор" Евгений Павлов.

В зале поднимали и вопрос, что будет с дорогами муниципального значения: ездя по ним, тяжелая техника их просто разобьет. Кто их потом будет восстанавливать? Каким образом люди и хозяйства, чьи угодья попали под большую стройку, будут получать компенсации и получат ли? И еще один - чуть ли не ключевой вопрос - трудоустроив и обеспечив достойным заработком две-три сотни механизаторов из Чувашии (а подрядчик готов взять к себе местные кадры), не потеряем ли мы целые деревни, в которых сельское хозяйство - основной источник дохода многих семей. Искать "золотую" середину все заинтересованные стороны будут и дальше. Время еще есть