hpfDrr24Ip8

Хыпар 

ГТРК "Чувашия"

Нац ТВ

17 июня 2020 года состоялось онлайн совещание с Общественными советами муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики на тему «О ходе подготовки общественных наблюдателей на общероссийское голосование по поправкам в Конституцию Российской Федерации».

В мероприятии приняли участие члены Общественной палаты Чувашской Республики, члены Общественных советов при муниципальных образованиях и городских округов Чувашии, представители общественных объединений Чувашии, лидеры общественного мнения, представители СМИ.

Как отметил председатель Общественной палаты Чувашии Алексей Судленков, Общественная палата Чувашии сформировала корпус общественных наблюдателей за проведением голосования по поправкам в Конституцию РФ: «На сегодняшний момент Палатой подготовлено более 6500 наблюдателей по всей республике. Предполагается, что на одном избирательном участие будет находится 5-6 наблюдателей. Задача наблюдателей – обеспечить прозрачность и легитимность проведения голосования».

Региональный координатор «Корпус «За чистые выборы» Кирилл Лукин ознакомил участников заседания с докладом  «Картина фейком. Информационные манипуляции в период подготовки к общероссийскому голосованию по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации», подготовленным Ассоциацией «Независимый общественный мониторинг».

По данным Яндекса, с января по июнь т.г. в СМИ было опубликовано более 8 тысяч статей, в Интернете – более 62 тысяч индексируемых сообщений. Объем информации в социальных сетях исчисляется миллионами постов и комментариев. Так, только в сети ВКонтакте размещено более 500 тыс. постов, содержащих фразу «поправки в Конституцию».

Данный доклад раскрывает технологии и механизмы недобросовестного манипулирования общественным мнением, используемые в целях дискредитации предстоящего общероссийского голосования.

В числе наиболее частых манипулятивных средств и приемов в докладе отмечены: 

1.Распространение заведомо ложной информации о якобы вводимых ограничениях, препятствующих открытости и прозрачности голосования. Примером такой фейковой новости стало распространение информации о запрете журналистам присутствовать при подсчете голосов.

2. Преднамеренная подмена одного события другим, в результате чего в информационном пространстве формируется искаженная картина происходящего. Так, рассмотрение в Венецианской комиссии одной из поправок к Конституции, связанной с приоритетом Конституции России над решением международных организаций и судов, были поданы как рассмотрение организованной коллективной петиции группы лиц в Совет Европы и ПАСЕ с просьбой о проведении экспертизы поправок в Конституцию России.

3. Искажение смыслов конституционных поправок, формирующее негативное отношение к ним. Типичный пример поправки к Конституции предполагают не централизацию и усиление президентской власти (о чем пишут авторы ряда комментариев и заявлений, в т.ч. составители обращений в ПАСЕ), а напротив – часть полномочий Президента, ранее осуществляемых им единолично, либо переходит к ведению палат Федерального Собрания, либо встраивается в механизм разделения властей через процедуры согласований и утверждений

4. Намеренная подтасовка фактов и позиций, содержащихся в решениях государственных органов и международных инстанций, выборочное некорректное цитирование одних фрагментов, выхватываемых из контекста, и замалчивание других. В ряде публикаций и докладов содержится утверждение, что, поскольку процедура изменения Конституции не предусматривает голосования избирателей, то она неконституционна.

5. Использование тактики двойных стандартов и вменения преступных мотивов, когда электоральным процедурам, широко применяемым в зарубежной практике демократических государств, при их введении в российскую практику в целях рассредоточения избирателей и минимизации рисков заражения коронавирусом, изначально приписывают функцию обслуживания административных злоупотреблений и фальсификаций.

6. Апелляции к нарушениям правил и ограничений, которые не установлены. Так активно обыгрывается тема незаконной агитации при том, что ни Закон о поправке к Конституции, ни порядок голосования не устанавливал разделение на информирование и агитацию.

7. Тиражирование ложных оценок и негативных ожиданий. К их числу относятся появившиеся утверждения, что общественные палаты якобы создают препятствия для участия граждан в наблюдении за общероссийским голосованием.

В докладе также описываются технологии манипуляций и фейков: механика обмана. В информационном мире потребители становятся жертвами информационных манипуляций и фейков. Одной из основных причин являются особенности человеческого восприятия, когда потребитель не хочет и не видит смысла проверять информацию. Бытовое восприятие. Уровень информированности и знаний потребителя о проблеме формируется только через призму некритического восприятия личного опыта. Человек принимает как правду то, чему есть подтверждения в его личной практике, какой бы скудной она не была, не может или не хочет воспринимать картину целиком.

Кирилл Лукин осветил вопросы организации информационной работы по опровержению фейков, в том числе на основе данных по общественному наблюдению. Он отметил, что общественные наблюдатели являются своего рода «отсеивателями» различных вбросов и фейков. «Благодаря наблюдателям можно будет подтвердить или опровергнуть информацию, или нарушение, которая происходит на участке».

В ходе обсуждения был отмечен ряд наиболее резонансных фейков, среди них: ложное сообщение о лишении СМИ права присутствовать при подсчёте голосов; культивирование двойных стандартов в оценке одних и тех же форм голосования как лазейки для фальсификации в России и как допустимых в зарубежных странах; обвинение в незаконной агитации при отсутствии разделения на информационные и агитационные материалы в Порядке голосования; обвинение Общественных палат в создании препятствий для кандидатов в наблюдатели, при отсутствии случаев отказов назначения. В подобных фейковых новостях характерным приемом является манипулирование фактами под видом правовой экспертизы.

Алексей Судленков добавил, что что представители гражданского общества, общественные наблюдатели должны обеспечить формирование и развитие в электоральной сфере жизненно необходимой системы ценностей и действий, основанной на ответственной работе с фактом, уважении к закону, критическом мышлении и свободе слова.

Напомним, голосование по поправкам в Конституцию пройдет с 25 июня по 1 июля включительно.