Действия председателя участковой комиссии после открытия помещения для голосования

В день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой комиссии (далее – УК) предъявляет к осмотру членам УК, присутствующим лицам, которым Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждане Российской Федерации» предоставлено право присутствовать на избирательном участке, участке референдума, пустые ящики для голосования (отсек технического средства подсчета голосов при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью УК (пломбируются).

В случае, если законом предусмотрено, что избиратель, участник референдума, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в комиссию заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, - председатель УК также информирует о числе избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, о числе избирателей, участников референдума, исключенных из списка избирателей, участников референдума в связи с подачей заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения на ином избирательном участке, участке референдума, а также о числе избирателей, участников референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения на данном избирательном участке, участке референдума.
Члены УК с правом решающего голоса получают от председателя УК список избирателей, участников референдума (книги списка), бюллетени для выдачи избирателям, участникам референдума, расписываются в их получении, а также получают иную документацию, необходимую для проведения голосования.

После этого председатель УК приглашает избирателей, участников референдума приступить к голосованию.

Передача информации УК о ходе голосования в вышестоящую комиссию в день голосования

Накануне дня голосования председатель УК обязан уточнить в вышестоящей комиссии время передачи информации о ходе голосования, перечень передаваемых сведений об открытии помещения для голосования и о ходе голосования, номера телефонов, по которым он (заместитель председателя либо секретарь УК) будет передавать сведения в день голосования.

Незамедлительно после открытия помещения для голосования в день голосования УК передает соответствующую информацию в вышестоящую комиссию по телефону, в течение дня голосования по вышеуказанной схеме информирует вышестоящую комиссию с нарастающим итогом об участии избирателей, участников референдума в выборах, референдуме по состоянию на соответствующее время, кроме этого, при необходимости передает другие сведения о соблюдении избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

После передачи в вышестоящую комиссию сведений об участии избирателей, участников референдума в выборах, референдуме по состоянию на соответствующее время председатель УК доводит указанные данные до сведения наблюдателей.

Документы, на основании которых выдается бюллетень

Бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по месту нахождения, – по предъявлении специального заявления со специальным знаком (маркой).

Документ, заменяющий паспорт гражданина, – документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом.

На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:

военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену УК, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного.

Член УК выдает избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума напротив фамилии данного избирателя, участника референдума и расписывается.

На испорченном бюллетене член УК с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью. Данная запись заверяется также подписью секретаря УК, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.

При получении бюллетеня избиратель, участник референдума проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть проставлены в списке избирателей, участников референдума членом УК с правом решающего голоса.

Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня.

В случае проведения голосования одновременно по нескольким избирательным бюллетеням, избиратель расписывается за каждый полученный бюллетень.

Член УК, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума.

Голосование проводится путем внесения избирателем, участником референдума в бюллетень любого знака в квадрат (квадраты), относящийся (относящиеся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, а в бюллетень для голосования на референдуме - любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.
Каждый избиратель, участник референдума голосует лично.

Голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.

Избиратель, участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. В таком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума.

В таком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума.

Заполненный бюллетень избиратель, участник референдума опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования, либо в техническое средство подсчета голосов при его использовании.

! Председатель УК наблюдает за порядком в помещении для голосования.

Распоряжения председателя УК, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя УК его полномочия исполняет заместитель председателя УК, а в его отсутствие – секретарь УК или иной член данной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.

Член УК отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство РФ о выборах и референдумах.

Решение об отстранении члена УК от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения УК. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы.

! Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим лицам и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.

Основные требования к организации и проведению голосования вне помещения для голосования

УК обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования. УК также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые внесены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования (за исключением предусмотренного пунктом 1 статьи 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» досрочного голосования избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях и т.д.) на основании письменного заявления или устного обращения избирателя, участника референдума (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования.

Заявление (обращение) может быть подано (сделано) избирателем, участником референдума в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов (до 14.00) до окончания времени голосования в день голосования.

Заявление (обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель, участник референдума, либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).

При регистрации заявления (обращения) в специальном реестре указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, участника референдума, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, его место жительства, а также ставится подпись члена УК, который принял обращение (телефонограмму, сообщение и тому подобное). Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и место жительства этого лица. По прибытии членов УК к избирателю обращение избирателя, участника референдума подтверждается письменным заявлением.

В письменном заявлении (устном обращении) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель, участник референдума не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства.

УК на своем заседании вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель, участник референдума не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать ему в проведении голосования вне помещения для голосования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования УК немедленно извещает избирателя, участника референдума.

Председатель УК обязан объявить о том, что члены УК будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам УК с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.

УК должна располагать необходимым количеством переносных ящиков для голосования, предназначенных для проведения голосования вне помещения для голосования. Количество таких ящиков определяется решением непосредственно вышестоящей комиссии. При этом максимальное количество используемых в день голосования переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования на одном участке в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума, составляет:

до 501 избирателя, участника референдума – 1 переносной ящик для голосования;
от 501 до 1001 избирателя, участника референдума – 2 переносных ящика для голосования;
более 1000 избирателей, участников референдума – 3 переносных ящика для голосования.
При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены УК с правом совещательного голоса, наблюдатели.

При этом УК должна обеспечить не менее чем 2 лицам из числа членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума, субъектами общественного контроля, общественными объединениями, равные с проводящими голосование вне помещения для голосования членами УК с правом решающего голоса, возможности прибытия к месту проведения голосования. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а равно искажения волеизъявления избирателей, участников референдума.

Голосование вне помещения для голосования проводят не менее 2 членов УК с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в УК переносной ящик для голосования, необходимое число бюллетеней установленной формы, реестр, либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателях, участниках референдума и запись о поступивших заявлениях (обращениях) избирателей, участников референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие письменные заявления избирателей, участников референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем, участником референдума бюллетеня.

Голосование вне помещения для голосования может быть проведено 1 членом УК с правом решающего голоса при условии, что при этом присутствует не менее 2 наблюдателей или членов комиссии с правом совещательного голоса.

Члены УК с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают бюллетени и расписываются в их получении в ведомости выдачи бюллетеней для проведения голосования вне помещения для голосования. Общее число получаемых бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда (выхода) членов УК заявлений (устных обращений), но не менее 2 бюллетеней.

В список избирателей, участников референдума вносится отметка о том, что к соответствующему избирателю, участнику референдума выехали (вышли) члены УК.

На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель, участник референдума проставляет серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства и удостоверяет получение бюллетеня своей подписью. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в заявление членом УК с правом решающего голоса.

Члены УК с правом решающего голоса удостоверяют факт выдачи бюллетеня своими подписями на письменном заявлении избирателя, участника референдума. В заявлении также делается отметка о получении нового бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем, участником референдума двух и более бюллетеней (с учетом вида выборов и совмещения выборов, референдумов) – об общем количестве полученных бюллетеней.

В случае, если избиратель, участник референдума вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не может самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить его, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем.

В таком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума.

Члены УК с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, вправе выдать бюллетени только тем избирателям, участникам референдума, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре.

Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, избирателя, участника референдума, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей, участников референдума членами УК с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (обращениям) избирателей, участников референдума. Одновременно в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума делается отметка: «Голосовал вне помещения для голосования», а также ставятся подписи указанных членов УК.

Если избиратель, участник референдума, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение УК для голосования после того, как к нему были направлены члены УК с правом решающего голоса для проведения голосования вне помещения для голосования, никто из членов УК не вправе выдать ему в помещении для голосования бюллетень, пока не возвратятся члены УК, проводящие голосование вне помещения для голосования по заявлению (обращению) этого избирателя, участника референдума, и не будет установлено, что указанный избиратель, участник референдума не проголосовал вне помещения для голосования.

По окончании голосования вне помещения для голосования УК составляется акт, в котором указываются число бюллетеней, выданных членам УК с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, число письменных заявлений избирателей, участников референдума о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, число выданных избирателям, участникам референдума и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями, участниками референдума) бюллетеней, а также сведения о членах УК с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, о членах УК с правом совещательного голоса и о наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования.

Подготовка к подсчету голосов избирателей, участников референдума

Подсчет голосов проводится открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола УК об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами УК с правом решающего голоса.

По истечении времени голосования - в 20 часов 00 минут по местному времени - председатель УК объявляет, что получить бюллетени и проголосовать могут только избиратели, участники референдума уже находящиеся в помещении для голосования.

После того как проголосовали все избиратели, участники референдума, находившиеся в помещении для голосования при объявлении председателем УК об истечении времени голосования, председатель, заместитель председателя либо секретарь УК доводит до сведения находящихся в помещении для голосования, в котором будет производиться подсчет голосов избирателей, участников референдума, перечень лиц, которые имеют право присутствовать при подсчете голосов.

Указанные лица регистрируются в соответствующем списке в течение дня голосования, при этом возможно составление списков иностранных (международных) наблюдателей, представителей СМИ, иных лиц, имеющих право присутствовать при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, участников референдума.

Наблюдатели и иные лица, занимают места, определенные соответствующей комиссией, позволяющие им наблюдать за:

подсчетом числа избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума;
погашением бюллетеней;
за подсчетом голосов избирателей, участников референдума, на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума;
визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума;
наблюдать за составлением УК протокола об итогах голосования и иных документов;
вести фото- и (или) видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, участников референдума, не допуская при этом нарушений тайны голосования и не препятствуя работе комиссии.
Председатель УК объявляет присутствующим последовательность дальнейших действий членов УК с правом решающего голоса.

Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены УК, иные лица, имеющие право присутствовать при подсчете голосов.

В помещении, где проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, до начала голосования вывешивается увеличенная форма протокола УК.

В увеличенной форме протокола подписи членов УК не воспроизводятся, а данные заносятся только цифрами.

Увеличенная форма протокола должна быть расположена в помещении для голосования таким образом, чтобы присутствующие при подсчете голосов лица могли прочитать в ней данные об итогах голосования.

Проверка готовности к подсчету голосов избирателей, участников референдума

Председатель УК перед подсчетом голосов обязан проверить наличие всех документов, составленных в день голосования либо ранее, и готовых для заполнения бланков следующих документов:

реестр учета жалоб (заявлений), обращений, поступивших в УК в день голосования;
акт о передаче вышестоящей комиссией бюллетеней соответствующей УК;
ведомость выдачи бюллетеней членам УК с правом решающего голоса для выдачи их избирателям, участникам референдума в помещении для голосования;
акт о передаче вышестоящей комиссией соответствующей УК списка избирателей, участников референдума;
реестр регистрации поданных заявлений (обращений) избирателей, участников референдума о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования;
письменные заявления избирателей, участников референдума о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, если такие заявления поступили;
ведомость выдачи бюллетеней членам УК с правом решающего голоса для выдачи их избирателям, участникам референдума при проведении голосования вне помещения для голосования;
акт (акты) о проведении голосования вне помещения для голосования, если оно проводилось;
список лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей, участников референдума и составлении протокола об итогах голосования (заполняется с момента начала работы УК в день голосования);
акт о признании бюллетеней недействительными;
акт о признании бюллетеней бюллетенями неустановленной формы;
реестр выдачи заверенных копий протокола УК об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума;
документация, связанная с реализацией права избирателя, участника референдума голосовать по месту своего нахождения;
решения УК.
В случаях использования технического средства подсчета голосов на участке председатель УК также должен проверить наличие документов, определенных в инструкции по его применению.

Процедура погашения неиспользованных бюллетеней, работа с погашенными бюллетенями

После окончания времени голосования члены УК с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, которым в соответствии с федеральным законом предоставлено право находиться в помещении, где осуществляется подсчет голосов избирателей, участников референдума, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят в протокол об итогах голосования и его увеличенную форму число погашенных, неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования.

С погашенными бюллетенями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица под контролем членов УК с правом решающего голоса.

Председатель, заместитель председателя или секретарь УК оглашает данные из акта о количестве бюллетеней и вносит в строку протокола УК об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных УК. В случае если в УК в силу исключительных обстоятельств поступило по соответствующему акту дополнительное количество бюллетеней председатель УК оглашает их суммарное число.

Работа со списком избирателей, участников референдума

В ходе работы со списком избирателей, участников референдума, которая начинается только после завершения вышеуказанных действий, председатель УК поэтапно разъясняет присутствующим требования закона и последовательность действий членов УК.

После окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей, участников референдума вносить какие-либо изменения в список избирателей, участников референдума запрещается.

Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей, участников референдума члены УК с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей, участников референдума следующие суммарные данные по этой странице:

число избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на момент окончания голосования;
число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей, участников референдума, в списке избирателей, участников референдума);
число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей, участников референдума).
После внесения указанных данных каждая страница списка избирателей, участников референдума подписывается внесшим эти данные членом УК с правом решающего голоса, который затем их оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю УК и лицам, присутствующим при подсчете голосов.

Итоговые данные, определяемые как сумма выше указанных данных, председатель, заместитель председателя или секретарь УК оглашает, вносит на последнюю страницу списка избирателей, участников референдума, подтверждает своей подписью и заверяет печатью УК.

Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.

После осуществления вышеперечисленных действий со списком избирателей, участников референдума вправе ознакомиться присутствующие лица, а члены УК с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

Дальнейшая работа со списком избирателей, участников референдума не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования. Список избирателей, участников референдума на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место.

Хранение списка избирателей, участников референдума, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем УК.

Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума

Перед началом непосредственного подсчета голосов избирателей, участников референдума, председатель УК разъясняет присутствующим требования законодательства, предъявляемые к порядку подсчета голосов, а также проверяет отсутствие письменных принадлежностей у членов УК.

Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами УК с правом решающего голоса.

Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов УК как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. При этом, при необходимости, производится перестановка столов, за которыми члены УК выдавали бюллетени.

Членам УК с правом решающего голоса, за исключением председателя, заместителя председателя и секретаря УК, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, кроме случаев, когда на бюллетенях, признанных недействительными, следует сделать соответствующую запись, и в случае, когда на вызвавшем сомнение бюллетене необходимо произвести запись о признании его действительным либо недействительным и заверить подписями не менее двух членов УК с правом решающего голоса. Все действия членов УК должны находиться в поле зрения лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

Подсчет числа бюллетеней в переносных ящиках для голосования

В ходе подсчета числа бюллетеней в переносных ящиках для голосования председатель УК разъясняет присутствующим очередность действий членов УК.

В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашаются данные из акта о проведении голосования вне помещения для голосования о числе избирателей, участников референдума, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования.

Перед вскрытием переносного ящика для голосования также проверяется неповрежденность печатей (пломб) на переносном ящике для голосования, в чем председатель УК предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов.

Подсчет бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально, либо не заверенные УК.

Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в соответствующую строку увеличенной формы протокола УК об итогах голосования, при этом запись производится справа от квадратов, предназначенных для записи суммарных данных.

Если в данном переносном ящике для голосования число обнаруженных бюллетеней установленной формы не превышает предварительно объявленного числа избирателей, участников референдума, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, УК приступает к вскрытию следующего переносного ящика для голосования.

Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования бюллетеней установленной формы больше количества заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением УК признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов УК, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования.

Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов (списков кандидатов), на квадратах, относящихся к позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов УК с правом решающего голоса и печатью данной комиссии, а сами бюллетени упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете голосов не учитываются.

Затем УК приступает к вскрытию стационарных ящиков для голосования.

Вскрытие стационарных ящиков для голосования, сортировка бюллетеней

Перед вскрытием стационарных ящиков для голосования председатель УК разъясняет присутствующим при подсчете голосов лицам порядок дальнейшей работы членов УК с бюллетенями.

Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.

После вскрытия стационарных ящиков для голосования извлеченные из них бюллетени смешиваются с бюллетенями, извлеченными из переносных ящиков для голосования.

Если одновременно с федеральными (выборами Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы РФ) проводятся выборы депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, выборы в органы местного самоуправления, то сначала бюллетени раскладываются по видам выборов. При этом УК обязана предпринять меры для обеспечения сохранности бюллетеней после их раскладки по видам выборов. В этом случае в первую очередь ведется подсчет голосов избирателей по федеральным выборам.

Одновременный подсчет голосов избирателей по всем видам выборов не допускается.

Подсчет голосов избирателей, участников референдума и составление протокола УК об итогах голосования

Перед началом сортировки бюллетеней председатель УК разъясняет присутствующим при подсчете голосов порядок действий членов УК и требования закона, касающиеся работы с бюллетенями.

Члены УК с правом решающего голоса сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого зарегистрированного кандидата (каждый список кандидатов), по голосам поданным по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), содержащимся в бюллетене для голосования на референдуме, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени.

Бюллетени неустановленной формы – изготовленные неофициально, либо не заверенные УК. Бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума не учитываются. Такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются. В случае обнаружения УК в переносных или стационарных ящиках для голосования бюллетеней неустановленной формы УК составляет соответствующий акт. Акт с первым экземпляром протокола УК направляется в непосредственно вышестоящую комиссию.

Недействительные бюллетени – бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, наименований избирательных объединений, в квадратах относящихся к позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом. Такие бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Общее число недействительных бюллетеней оглашается и вносится в строку протокола УК об итогах голосования и его увеличен­ной формы.

В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя, участника референдума этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки УК решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов УК с правом решающего голоса и заверяется печатью УК. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней.

После сортировки бюллетеней производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы (по каждой пачке отдельно) по голосам. При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов, могли видеть отметку избирателя, участника референдума в каждом бюллетене.

При сортировке бюллетеней члены УК с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в бюллетене отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей, участников референдума. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.

При проведении выборов по многомандатным избирательным округам и наличии у избирателя более одного голоса сортировка бюллетеней по голосам, поданным за каждого кандидата, не производится. Содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя оглашаются с представлением бюллетеня для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. После оглашения данные, содержащиеся в бюллетене, заносятся в специальную таблицу, содержащую фамилии всех кандидатов, внесенных в бюллетень, и суммируются.

Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается.

Полученные данные после оглашения вносятся в соответствующие строки протокола УК об итогах голосования и его увеличенной формы.

Заполнение строк протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, ознакомление с рассортированными бюллетенями

Перед заполнением строк протокола об итогах голосования председатель УК разъясняет присутствующим требования закона к их заполнению.

Члены УК с правом решающего голоса определяют число действительных бюллетеней, число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования, оглашают их и вносят в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.

После этого с рассортированными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов УК с правом решающего голоса, а члены УК с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

Проверка контрольных соотношений

В ходе проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования председатель УК разъясняет присутствующим при подсчете голосов порядок проверки, который установлен соответствующим приложением к федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации.

Если указанные контрольные соотношения не выполняются, УК принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются вновь, УК составляет соответствующий акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в предусмотренные для этого строки протокола.

Если в ходе проверки УК пришла к выводу, что существует факт превышения числа бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования, над числом бюллетеней, выданных УК избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования, то, прежде всего, УК предлагается убедиться в том, что число в строке протокола УК об итогах голосования вычислено верно, еще раз проверить все бюллетени для голосования на предмет их соответствия установленной форме, включая проверку оттиска печати, а также проверку подписей членов УК, заверявших бюллетени. Если после произведенной проверки предварительный вывод УК не изменился, УК составляет акт о превышении числа бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования над числом бюллетеней, выданных УК избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования, который приобщается к первому экземпляру протокола об итогах голосования УК. УК вправе направить соответствующее заявление в правоохранительные органы.

Упаковка бюллетеней

После завершения подсчета бюллетени упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам (избирательным объединениям), позициям «Да» или «Нет» («За» или «Против»), при проведении референдума, за которые поданы голоса в соответствующих бюллетенях. В отдельные пачки упаковываются недействительные и погашенные бюллетени.

Сложенные таким образом бюллетени, список избирателей, участников референдума помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, участка референдума, общее число всех упакованных бюллетеней.

Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены УК как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса.

В ходе упаковки избирательных бюллетеней председатель УК разъясняет лицам, присутствующим при подсчете голосов, требования закона к проведению данной работы.

На участке, где использовалось техническое средство подсчета голосов – программно-технический комплекс обработки бюллетеней (КОИБ) – после подписания протокола об итогах голосования бюллетени извлекаются из накопителей и без сортировки упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются наименование выборов (наименование референдума) и дата голосования, номер участка, общее число всех упакованных бюллетеней.

В случае совмещения дней голосования на выборах разных уровней на участке, где использовалось техническое средство подсчета голосов – программно-технический комплекс обработки бюллетеней (КОИБ) – после подписания протоколов об итогах голосования бюллетени извлекаются из накопителей и перед их упаковкой членами УК с правом решающего голоса производится их разделение по видам выборов, после чего бюллетени без сортировки упаковываются в отдельные мешки или коробки, на которых указывается наименование выборов и дата голосования, номер участка, общее число всех упакованных бюллетеней по данным выборам.

Проведение итогового заседания УК

Перед проведением итогового заседания председатель УК разъясняет присутствующим требования закона по дальнейшим действиям членов УК.

После осуществления всех необходимых действий и подсчетов УК в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) на нарушения закона, допущенные при голосовании и подсчете голосов.

Перед заполнением графы «Сведения о количестве поступивших в УК в день голосования и до окончания подсчета голосов жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу» в протоколе УК об итогах голосования председатель УК доводит до сведения присутствующих при подсчете голосов информацию о поступивших в УК в день голосования и до окончания подсчета голосов жалобах (заявлениях) и решениях, принятых УК по указанным жалобам (заявлениям), выясняет у присутствующих при подсчете голосов наличие замечаний, жалоб на действия УК (при необходимости УК рассматривает замечание, жалобу и принимает решение).

Решения УК, принятые по указанным жалобам (заявлениям), приобщаются к первому экземпляру протокола УК об итогах голосования.

После этого подписывается реестр учета жалоб (заявлений), обращений на нарушение законодательства, поступивших в УК в день голосования и заполняется графа протокола «Сведения о количестве поступивших в УК в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу» (в случае отсутствия в УК жалоб (заявлений), поступивших в УК в день голосования и до окончания подсчета голосов, в соответствующей графе протокола проставляются нули).

Далее подписывается протокол УК об итогах голосования, а его заверенные копии (первого экземпляра протокола) выдаются присутствующим лицам, по их требованию.

Полностью заполненный протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами УК с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (часы и минуты) его подписания. Подписанный протокол заверяется печатью УК.

Протокол, полученный с применением технического средства подсчета голосов, приобретает юридическую силу после подписания его указанными лицами.

Не допускается заполнение протокола карандашом, ручкой, технические свой­ства которой позволяют бесследно стирать написанный текст, и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума.

Если во время заполнения протокола УК об итогах голосования некоторые члены УК с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается запись об этом с указанием причины их отсутствия, например, «Болен», «Командировка» и т.д. Запись заверяется подписью председателя, либо заместителя председателя, либо секретаря УК.

Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов УК с правом решающего голоса. Если при подписании протокола подпись хотя бы одного члена УК с правом решающего голоса проставлена другим членом УК или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.

Протокол УК об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе (например, распечатан с помощью компьютера на нескольких листах формата А4), при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами УК с правом решающего голоса и заверен печатью УК.

При подписании протокола УК об итогах голосования члены УК с правом решающего голоса, несогласные с протоколом в целом или с его отдельными положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

Порядок выдачи копии протокола УК об итогах голосования

После подписания протокола об итогах голосования председатель УК разъясняет присутствующим порядок дальнейших действий членов УК и соответствующие требования закона.

По требованию члена УК, иных лиц УК немедленно после подписания протокола УК об итогах голосования (в том числе с отметкой «Повторный» и «Повторный подсчет голосов») обязана выдать указанным лицам заверенные копии первого экземпляра этого протокола.

УК отмечает факт выдачи заверенной копии протокола в соответствующем реестре, в который вносятся фамилия, имя, отчество и статус в избирательной кампании, кампании референдума лица, которому выдается заверенная копия протокола об итогах голосования, номер копии, дата и время выдачи копии, а лицо, получившее копию, расписывается в нем, указывая при этом контактный телефон, по которому УК сможет оповестить его о проведении, в случае необходимости, заседания УК для подписания повторного протокола.

Ответственность за организацию работы по своевременной выдаче копий протокола УК об итогах голосования несет председатель УК либо лицо, его заменяющее. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.

Копию протокола об итогах голосования, которая по форме и содержанию должна полностью соответствовать первому экземпляру протокола об итогах голосования, заверяет председатель (в случае его отсутствия –– заместитель председателя или секретарь УК), предварительно проверив соответствие данных копии протокола данным, содержащимся в первом экземпляре протокола об итогах голосования, подписанном всеми присутствующими членами УК с правом решающего голоса (номер экземпляра, номер участка, адрес помещения для голосования, заполненные по всем строкам протокола числовые данные – при этом в обязательном порядке проверяется соответствие значения числа, записанного цифрами и прописью, а также отметки о наличии особого мнения), затем в заверяемом документе на его лицевой стороне в правом верхнем углу проставляет надпись «Копия №__», указывает номер копии по реестру выдачи копий протокола, а после строк протокола либо надписи с указанием даты и времени составления протокола делает запись «Верно» или «Копия верна», указывает свои фамилию, инициалы, расписывается, а также в обязательном порядке указывает дату и время (часы, минуты) заверения и проставляет печать УК. В случае, если копия протокола об итогах голосования составляется более чем на одном листе (например распечатывается с помощью компьютера на нескольких листах формата А4), каждый ее лист заверяется в вышеуказанном порядке.

Порядок работы с протоколом УК об итогах голосования после его подписания

Первый экземпляр протокола УК об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами УК с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, незамедлительно направляется в непосредственно вышестоящую комиссию и возврату в УК не подлежит.

К первому экземпляру протокола прилагаются особые мнения членов УК с правом решающего голоса, жалобы (заявления) на нарушения закона, поступившие в комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения УК и составленные ею акты и реестры, иные документы. Заверенные копии указанных документов и решений УК прилагаются ко второму экземпляру протокола. Первый экземпляр протокола с приложенными к нему документами доставляется в вышестоящую комиссию председателем, секретарем или иным членом УК с правом решающего голоса по поручению ее председателя. При передаче протокола вправе присутствовать другие члены УК, а также наблюдатели, направленные в данную УК.

В соответствии с законодательством второй экземпляр протокола УК об итогах голосования предоставляется для ознакомления присутствующим лицам, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном УК.

Использование технических средств подсчета голосов избирателей и комплексов для электронного голосования

По решению ЦИК России или по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации УК используют при голосовании на выборах вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчета голосов избирателей – комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) или комплексы для электронного голосования (КЭГ).

При использовании КОИБ комиссия руководствуется утвержденной ЦИК России Инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней – на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации.

При использовании КЭГ комиссия руководствуется утвержденным ЦИК России Порядком электронного голосования с использованием комплексов для электронного голосования на выборах, проводимых в Российской Федерации.

Организация работы вышестоящей комиссии по приему протоколов УК об итогах голосования

Суммирование данных, содержащихся в протоколах УК, осуществляют непосредственно члены вышестоящей комиссии (на территории Ульяновской области – территориальной избирательной комиссии) с правом решающего голоса. При передаче протокола УК в вышестоящую комиссию вправе присутствовать другие члены УК, а также наблюдатели, направленные в данную УК.

В помещении вышестоящей комиссии, где осуществляется прием протоколов УК, суммирование данных этих протоколов и составление протокола вышестоящей комиссии об итогах голосования, должна находиться увеличенная форма сводной таблицы данной вышестоящей комиссии, в которую вносятся данные протоколов УК об итогах голосования с указанием времени их внесения.

Увеличенная форма сводной таблицы должна быть расположена таким образом, чтобы наблюдатели, иные лица имели возможность свободно ознакомиться с данными поступающих протоколов УК об итогах голосования.

Член вышестоящей комиссии с правом решающего голоса принимает протоколы УК об итогах голосования и иные документы, приобщенные к протоколам.

При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе об итогах голосования, поступившем из УК, или возникновении сомнений в правильности его составления вышестоящая комиссия как в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, так и после его приема вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума УК либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке. Указанный повторный подсчет может проводиться до установления вышестоящей комиссией итогов голосования и составления ей протокола об итогах голосования.

Повторный подсчет голосов избирателей, участников референдума проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей комиссии с правом решающего голоса УК, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или непосредственно вышестоящей комиссией, принявшей решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума. Комиссия, проводящая повторный подсчет голосов избирателей, участников референдума, извещает об этом членов соответствующей УК, иных лиц, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов. По итогам повторного подсчета голосов комиссия, проводившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: «Повторный подсчет голосов». К этому протоколу приобщается ранее представленный в вышестоящую комиссию протокол УК об итогах голосования. Нарушение комиссией, проводившей повторный подсчет голосов избирателей, участников референдума, указанного порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой: «Повторный подсчет голосов» является основанием для признания данного протокола недействительным.

Применение технических средств видеонаблюдения и трансляции изображения

В целях повышения уровня доверия граждан к избирательному процессу и процессу проведения референдума, обеспечения максимальной открытости и гласности процедуры голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, а также для обеспечения контроля за оперативной обстановкой на избирательном участке, участке референдума, на прилегающей к нему территории могут применяться средства видеонаблюдения и трансляции изображения.

Средства видеонаблюдения и трансляции изображения не применяются в помещениях для голосования, расположенных в больницах и других медицинских учреждениях, имеющих стационарные отделения, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, воинских частях, на судах, находящихся в плавании, и на полярных станциях, в труднодоступных и отдаленных местностях, где не имеется возможности передавать информацию, а также образованных руководителями дипломатических представительств, консульских учреждений.

Трансляция полученного изображения осуществляется в сети Интернет. На избирательном участке, участке референдума, где устанавливаются камеры видеонаблюдения, проводятся их настройка и проверка работоспособности в соответствии с эксплуатационной документацией. Установку и настройку средств видеонаблюдения осуществляет эксплуатирующая их организация. Средства видеонаблюдения должны работать с момента начала работы УК до подписания протокола УК об итогах голосования и выдачи копий протокола, в том числе при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума, составлении повторного протокола об итогах голосования УК в помещении для голосования избирательного участка, участка референдума.

Объектами видеонаблюдения являются:

помещение для голосования в целом;
места выдачи бюллетеней и работы со списками избирателей, участников референдума;
стационарные и переносные ящики для голосования, технические средства подсчета голосов (при их использовании);
места погашения и непосредственного подсчета бюллетеней.
Средства видеонаблюдения устанавливаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей, участников референдума, а также контроля за участием гражданина Российской Федерации в выборах, референдумах; изображение гражданина не должно занимать большую часть кадра (экрана).

Запрещается производить видеонаблюдение за местами, предназначенными для заполнения бюллетеней, за заполненными бюллетенями до начала подсчета голосов.

Наблюдение за работой со списком избирателей, участников референдума должно осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся.

Избирательные комиссии всех уровней заблаговременно до дня голосования и непосредственно в день голосования осуществляют комплекс мероприятий по информированию всех участников избирательного процесса, участников референдума, о применении средств видеонаблюдения и целях их использования.

Условия организации и проведения видеонаблюдения устанавливаются соответствующими нормативными актами комиссии, организующей проведение соответствующих выборов, референдума.