Статус, права и обязанности наблюдателя установлены основополагающим Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и конкретизируются специальными законами о проведении выборов и референдумов различного уровня.

НАБЛЮДАТЕЛЬ – гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии, комиссии референдума в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.

Способствовать обеспечению объективного проведения голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума, заполнения протоколов комиссий без нарушения установленных законом условий и процедур – в этом состоит основная задача наблюдателя.

Статус наблюдателя

В соответствии с законодательством о выборах и референдумах наблюдателем может быть назначен гражданин Российской Федерации.

Законами могут быть предусмотрены дополнительные уточнения.

Например, Федеральным законом от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (изменения от 05.12.2017 г. N 374-ФЗ) установлено, что наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
Наблюдатель может быть назначен:

зарегистрированным кандидатом, в установленном Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» случае – доверенным лицом кандидата;
в установленном Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» случае – субъектами общественного контроля (Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации);
избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов;
избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов;
инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением (созданным и зарегистрированным на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне).
Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями.

Наблюдателями не могут быть назначены:

выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц;
судьи;
прокуроры;
члены комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном назначившим его субъектом.

Направление должно быть представлено наблюдателем в комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования, либо непосредственно в день голосования.

В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (перечислены выше).

Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума и проставление печати не требуются.

Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Политическая партия, иное общественное объединение, зарегистрированный кандидат, инициативная группа по проведению референдума, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, а при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума – в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования или иную предусмотренную законом комиссию, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется.

В участковую комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в этом списке, если иное не установлено федеральным законом.

При проведении выборов Президента Российской Федерации составление такого списка не предусмотрено.

! Наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках, участках референдума с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

! Наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума.

Наблюдая процесс голосования, подсчета голосов, используя проверенные практикой методы наблюдения, наблюдатель представляет свои оценки и выводы относительно подлинности итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.